Человека,похоже, мотивируют больше всего не деньги. Но и радость труда и моральное удовлетворение - тоже не главное.
Дэн Ариэли рассказывает о том, почему люди так "втягиваются" в работу и о паре психологических экспериментов.
И какой должна быть работа, чтобы нам хотелось её делать:)
Довольно контринтуитивно - если рассматривать с точки зрения "поисков правильной политэкономической модели".
И ещё. Это,как мне кажется, неплохой ответ на Пелевинский "сансарно-нирванный" вопрос, который ребром ставится в "Бэтмане Аполло" в главе о том, почему люди играют в сложные(а часто - "хардкорно-садистские") игры, которые "очень сложно пройти" и выбирают в жизни "тяжелые способы достижения",хотя и страдают потом от этого.
А ещё, тут можно усмотреть и шпильку в сторону некоторых теорий классической психологии - например, одна из которых объясняет, что люди становятся учителями исключительно из латентной склонности к мазохизму. Работа ведь и непрестижная,и плохо оплачиваемая, и ученики твои ещё не знают,что ты несешь им Бобро, Свет и Знание - напротив, из-за эффекта Данинга-Крюгера им кажется,что ты просто тупо их ограничиваешь. Они неспособны ощутить,насколько мало ещё знают - как раз потому,что знают ещё очень мало:)Так что работа и неблагодарная и часто безрезультатная.
Возможно,что это латентный мазохизм.
Но может быть, дело немного в ином мотиваторе?:)
Кстати. Дэн Ариэли - аффтар , отжжогший няшную книжку о поведенческой психологии в контексте теории принятия экономических решений "
Предсказуемая иррациональность"А рожо у него квазимодистое не из-за неудачной пластической операции и не из-за инсульта - просто он имел несчастье в 18 лет
встретиться с Огнём лично.
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/sse/predictablyirrationals/"Дэн Ариели шел к этой книге на редкость кружным и тернистым путем.
В 18 лет он получил ожоги третьей степени 70% тела. Три года он был изолирован от общества и спасался от тоски и боли тем, что много думал и анализировал. В частности — обдумывал мотивы своих поступков и поступков окружающих. Позже в университете он изучал психологию и особенности деятельности мозга, сосредоточившись вначале на отношении людей к боли. И постепенно, после многочисленных исследований, Ариели пришел к собственной теории о том, что определяет мотивы наших с вами поступков. А поступки эти, ни много ни мало, формируют и экономическую картину мира — ведь мы покупаем товары и услуги, основываясь на своих установках или импульсах.
Люди привыкли представлять себя если не совершенными существами, то по крайней мере стремящимися к совершенству. Живописцы воспевали тело, поэты преклонялись перед разумом. Это повлияло, в частности, на экономику, которая стала базироваться на способности человека всегда принимать разумные решения в свою пользу. «Ключевая идея экономики — рациональность — составляет основу множества экономических теорий, прогнозов и рекомендаций». Однако Ариели пришел к выводу, что на самом деле решения наши нередко иррациональны — причем предсказуемо иррациональны: мы действуем по одним и тем же неочевидным (ни окружающим, ни нам самим) сценариям.
Как и почему мы оцениваем то, что имеем?
Почему нам скорее поможет таблетка за пять долларов, чем за пять центов?
Почему, имея дело с наличными, люди действуют более честно?
Каким образом мы переплачиваем за то, что ничего не стоит?
Если нам удастся понять мотивы наших поступков — а эта книга окажет здесь существенную помощь, — это, безусловно, благотворно повлияет на наше дальнейшее поведение. Понимание собственной неидеальности даст нам массу практических преимуществ. Убедитесь сами."